Школа волонтеров «Инициатива»
Сегодня одной из наиболее значимых задач Российской Федерации становится патриотическое воспитание граждан, создание условий для повышения их гражданского самосознания. При этом особое внимание уделяется становлению гражданственности у детей и молодежи.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в приоритет возводится воспитание у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, развитие в детской среде принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности. Гражданская позиция молодого человека как активного и ответственного члена российского общества закреплена, в том числе, федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и отражена в личностных результатах освоения основной образовательной программы.
Школьное добровольчество является фундаментом для становления института волонтерства в России. На сегодняшний день растет количество конкурсов, проектов и программ общественных организаций, направленных на развитие школьного добровольчества.
Формировать чувство доброты и прививать желание взаимопомощи необходимо с самого раннего возраста. Для школьников же чрезвычайно важно создавать среду для возможности помочь нуждающимся.
Волонтёрство для школьника – это возможность быть вовлеченными в общество и влиять на это общество.
Все это предопределило появление данной программы обучения волонтеров «Районная очно-заочная школа «Инициатива»
29-30 октября 2019 года на базе МБУДО Детского Центра «Радуга» проводилась 1 сессия в очно-заочной Школе волонтеров «Инициатива» среди обучающихся – активистов «Домбаровской средней школы №1», «Домбаровской средней школы №2», «Домбаровской основной школы №3». В сессии приняли участие около 53 участника будущих волонтеров.
Основная цель занятия о добровольчестве и благотворительности: создание педагогических условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, формирование у подрастающего поколения принятия добровольчества и благотворительности как социальной и моральной нормы жизни обычного россиянина.
Обучающиеся познакомились:
- С Положением о школе волонтеров «Инициатива», с программой обучения, осмысление самих понятий «добровольчество» и «благотворительность», их сходства и различия. Знакомство школьников с конкретными механизмами включения в добровольческую и благотворительную деятельность, а также приобщения к волонтерскому сообществу своего населенного пункта и страны в целом.
В ходе встречи обучающиеся обсуждали, кто такой волонтер, чем он занимается и какие качества его отличают. На занятии рассматривалась благотворительная деятельность и как благотворители помогают людям, какие личные качества присущи благотворителям. Сравнивали понятия «волонтерство-добровольчество» и «благотворительность».
В начале занятия был проведен опрос среди обучающихся, что для них значит «добро», «добрый поступок», а затем ребята обобщали предложенные варианты с акцентом на том, что добрый поступок чаще всего связан с оказанием помощи тем, кто в ней нуждается. И уже затем обсуждали термины «добровольчество» и «благотворительность. В ходе занятия участники обсуждали понятия: «милосердие», «сострадание», «бескорыстие».
- Основы волонтерского движения (обучающиеся получили информацию о работе Школы волонтеров «Инициатива». «Кто же такие волонтеры», История возникновения и развития волонтерского движения в России Международное добровольчество, Пропаганда волонтѐрского движения. Показ и обсуждение презентаций, видео-роликов о волонтерской деятельности. Подробно изучили направления волонтерской деятельности: социальное, событийное, медицинское, культурно-просветительское, в чрезвычайных ситуациях, поисковое, экологическое, ЗОЖ и другие. Обсудили уголок волонтера.)
- Игровые технологии и тренинги в работе волонтера (обучающиеся познакомились с тем, какие технологии они могут использовать в своей работе. Вспомнили игры на знакомство, игры - адаптации, игры – ассоциации и др. Принимали активное участие в практических заданиях «Шкатулка добра», «Сердце» психологический настрой на взаимодействие друг с другом.)
Знания, полученные в рамках сессии, позволят волонтерам разнообразить и правильно организовать свою деятельность школе, в работе класса и в учреждении дополнительного образования.