Муниципальные механизмы управления качеством образования
Принципиальной задачей государственной политики в области образования является повышение управляемости системы общего образования. Одним из путей ее решения выступает полноценное включение муниципальных органов власти в вопросы управления качеством образования. Сложившаяся практика управления муниципальными образовательными системами
преимущественно ориентирована на обеспечение инфраструктурных потребностей (финансирование образовательных организаций, строительство новых и ремонт существующих школ и детских садов, обеспечение горячим питанием и пр.).
Инфраструктура системы образования во всех регионах страны обновляется в рамках национальных проектов «Образование» и «Демография». При этом создаются новые места в школах и детских садах, происходит оснащение учреждений современным оборудованием для обучения и воспитания. Распределение ресурсов без учета соответствующих потребностей может приводить к дисбалансу и затруднять достижение поставленных целей.
В то же время вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одним из целевых показателей национального проекта «Образование». Достижение этого показателя возможно только при слаженности усилий в области повышения качества при одновременном развитии механизмов управления системой общего образования на всех управленческих уровнях, что предполагает внедрение современных подходов к принятию решений на основе мониторинга и анализа данных о состоянии системы образования, в том числе о качестве подготовки обучающихся.
Однако появление значительного числа процедур оценки качества образования и, как следствие, значительных массивов данных об образовательных результатах школьников не находит должного отражения в системах управления.
Можно констатировать низкую степень вовлеченности отдельных муниципальных органов управления образованием в процессы оценки качества образования. К причинам сложившейся ситуации можно отнести:
– значительное разнообразие образовательных организаций (городские и сельские, крупные и малокомплектные, с различными запросами на получение образования), что предполагает вариативность в применении управленческих моделей;
– сложность механизмов анализа образовательных результатов обучающихся (разнообразие оценочных процедур, недостаточное количество квалифицированных специалистов по анализу и интерпретации результатов оценочных процедур);
– недостаточная методическая проработанность механизмов использования данных оценки качества образования для принятия управленческих решений;
– недостаточная вовлеченность муниципальных органов управления образованием в процессы оценки качества образования.
Перед органами местного самоуправления в сфере образования стоит задача активного участия в создании условий для развития качественного образования, которая не ограничивается мерами воздействия на инфраструктуру образовательных организаций.
Повышение отдачи от управленческих усилий возможно за счет внедрения механизмов инструментального сбора объективных данных о качестве образования. При этом анализируемые в рамках принятия решений данные должны не только учитывать уровень экономического развития региона, географические и демографические особенности конкретной местности, но и опираться на контекстные данные отдельных образовательных организаций. Такой подход позволит обеспечить наиболее эффективное расходование бюджетных средств на материально-техническое, информационно-методическое и кадровое обеспечение общеобразовательных организаций с учетом их конкретных потребностей и дефицитов.
Методические рекомендации по организации и проведению оценки МУМ.
Цели и задачи Оценки
В соответствии с паспортом национального проекта «Образование», в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа», с учетом пункта 9 Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2021 года № 21-СФ «О ходе реализации национального проекта «Образование», в целях выявления степени сформированности и эффективности функционирования систем управления качеством образования проводится оценка механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия (далее – Оценка). Проведение Оценки предполагает не только выявление методов, процедур и инструментов, обеспечивающих получение данных о состоянии системы образования на муниципальном уровне, но и реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества образования в муниципалитетах.
Оценка позволяет решить ряд задач:
– выявить проблемные зоны в управлении качеством образования на муниципальном уровне для последующей организации деятельности по их совершенствованию;
– выявить основные факторы, влияющие на эффективность муниципальных механизмов управления качеством образования;
– определить степень связи региональных и муниципальных систем управления качеством образования на основе анализа соотнесения результатов оценок региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования;
– выявить лучшие муниципальные практики управления качеством образования для тиражирования опыта.
Оценка выполняется на основе следующих групп данных:
– данные о механизмах управления качеством образования, используемых на муниципальном уровне;
– данные об условиях осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях;
– данные о качестве подготовки обучающихся;
– иные данные, характеризующие образовательный процесс и результаты образовательной деятельности образовательных организаций;
– контекстные данные по муниципалитетам и образовательным организациям.
- АНАЛИЗ РАБОТЫ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ за 2019-2020уч.год.
- Анализ работы отдела образования за 2020-2021 уч.год. подробнее
- Анализ ОГЭ, ЕГЭ, ВПР в Домбаровском районе подробнее
- План отдела образования подробнее
- Сетевое взаимодействие подробнее
- План работы отдела образования администрации Домбаровского района Оренбургской области
- Качество подробнее
-
Программа развития образования подробнее
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Механизмы управления качеством образовательных результатов
1.1. Система оценки качества подготовки обучающихся подробнее
1.2. Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях подробнее
1.3. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи подробнее
1.4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся подробнее
2. Механизмы управления качеством образовательной деятельности
2.1. Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций подробнее
2.2. Система обеспечения профессионального развития педагогических работников подробнее
2.3. Система организации воспитания и социализации обучающихся подробнее
2.4 Система мониторинга качества дошкольного образования подробнее