Функциональная грамотность
Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
- https://fg.resh.edu.ru/;
- https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
- https://sdo.edu.orb.ru/index.php
Документы (функциональная грамотность)
- - Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
- - Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;
- - региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;
- - муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;
Мероприятия (функциональная грамотность)
Дополнительные материалы
- Вебинар «Марафон по функциональной грамотности с Яндекс.Учебником
- 7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников
- Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
- Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах
- Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?
- Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности
- Конференция «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике»
- Конференция «Формирование функциональной грамотности с использованием цифровых инструментов»
- Конференция «Формирование метапредметных умений у российских школьников на базе цифровых образовательных сервисов»
- Цикл видео с экспертами по основным типам функциональной грамотности