Информатизация. Термины и определения.
Информация — общенаучное понятие, включающее в себя совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Один из видов ресурсов, используемых в научной, производственной деятельности и в быту. В зависимости от содержания, способа получения, характера и других параметров информацию подразделяют на общественно-политическую, социально-экономическую, научно-педагогическую, научно-техническую и т.д.; на статическую (постоянную) и динамическую (переменную); на первичную (или входную), производную (промежуточную) и выходную; на осведомляющую и управляющую; на полную и выборочную; на избыточную и недостаточную; на полезную и ложную; на оперативную и ретроспективную; на реферативную, сигнальную и текущую и т.д. Регистрация, накопление, хранение и обмен информацией между людьми или машинами осуществляются с помощью магнитных лент, дискет, микрофиш, перфокарт и других материальных средств (носителей информации).
Информационная деятельность - деятельность по обеспечению информацией различных групп пользователей.
Информационное обслуживание - обслуживание различных групп пользователей (учителей, научных сотрудников, руководителей научных подразделении и образования и т.д.) с целью удовлетворения их информационных потребностей.
База знаний – информационная система, содержащая не подлежащий дополнению объем информации по данной теме и логически структуированная.
Информационный запрос — сформулированное на естественном языке сообщение о потребности абонента получить определенную информацию при его обращении в какую-либо информационно систему. В зависимости от частоты обращения в систему все запросы делятся на постоянные и разовые.
Постоянные запросы могут быть двух типов: запросы абонентов, обслуживаемых в режиме избирательного распространения информации (ИРИ); стандартные запросы, в которых зафиксированы обобщающие тематические признаки какой-либо проблемы без ее детализации, территориальной привязки и других ограничений, например, по языку, виду документов, хронологии, накладываемых отдельными пользователями.
Разовые запросы — нерегулярные запросы пользователей в систему. Проводятся как по всему информационному массиву, тик и в заданной его части, например, в массиве документов, введенных в систему за два последних года, или по какой-то тематической базе данных, например истории педагогики, методике преподавания физики и т.д.
Другое основание деления информационных потребностей — в зависимости от их содержания:
— тематические запросы, ориентированные на получение библиографической информации по какой-либо проблеме или нескольким проблемам;
— авторские запросы, ориентированные на поиск работ определенного автора или группы авторов;
— запросы на поиск педагогической литературы на определенном языке;
— запросы на поиск статей, опубликованных в определенном периодическом издании (научно-педагогическом журнале, газете и т.д.);
— запросы на поиск рецензий, переводов, неопубликованных документов (диссертации, депонированные рукописи, материалы передового педагогического опыта, отчеты о зарубежных командировках);
—запросы на поиск публикаций по неполным библиографическим данным, требующим уточнения элементов библиографического описания;
— комбинированные запросы, включающие различные требования (например, запросы на поиск paботы определенного автора по той или иной теме).
Информационные технологии обучения – все технологии, использующие специальные технические информационные средства (персональный компьютер (ПК), аудио, видео, ИНТЕРНЕТ).
Информационные (компьютерные) технологии – это процессы полготовки и передачи информации посредством компьютера.
Мультимедиа (многовариативная среда) – это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать текстовую, графическую информацию со звуком, видео, кинофрагментами и мультипликацией.
Информационное обеспечение системы образования — информирование и снабжение образовательных учреждений и органов управления сведениями и техническими системами, обеспечивающими прямую и обратную связь системы образования с другими общественными системами.
Информационные потребности работников образования — осознанные специалистами потребности в получении определенных данных для решения научных и практических задач в сфере образования. Информационные потребности пользователей относительно устойчивы, характеризуются постоянным интересом к определенной тематике, видам и формам информационных услуг. В то же время по мере их удовлетворения содержание и форма этих потребностей меняются. Они исчезают и возникают вновь, создавая новую познавательную ситуацию. Это – особый вид познавательной и практической деятельности, внутреннее переживание человека. Будучи осознанными, информационные потребности активно влияют на включенность пользователя в научно-информационную деятельность, на его выбор новых видов и источников информации.
Различают объективные и субъективные, текущие и ретроспективные, нормативные (стандартные) и нештатные (нестандартные) информационные потребности.
Информационные потребности руководителей (директора образовательных учреждений; научно-исследовательских институтов, ответственные работники министерств и ведомств) — определяются характером их деятельности, нормативными и нештатными потребностями. Информация выдается из потока текущих документов, в которых освещаются главные направления решения тех пли иных проблем, дается прогноз развития образовательных систем на ближайшее будущее. Это практически обеспечивает наличие в системе необходимой и достаточной информации для выполнения руководителями возложенных на них текущих задач управления. Вместе с тем ориентация информационного обеспечения только на нормативные потребности не может охватить все ситуации, которые могут возникнуть в управлении. Поэтому следует также учитывать реальные информационные потребности, которые мoгyт быть выявлены на основе анализа фактически решаемых задач, отклонений от типичных ситуаций, встречающихся в практике. Информация руководителям представляется в виде информационного сообщения, обзора или аналитической справки.
Информационные потребности учителя – потребности учителя в получении информации, необходимой для повышения уровня своей профессиональной подготовки, пополнения и постоянного совершенствования знаний в области педагогики и психологии, методики преподавания, в повышении уровня культуры и эрудиции.
Информационные потребности учителя имеют общественное значение, поскольку возникают в результате осознания им социального смысла своей деятельности. Вместе с тем информационные потребности учителя формируются под влиянием условии, в которых протекает его педагогическая деятельность.
Педагог должен хорошо усвоить дидактику и теорию воспитания, без знания которых трудно достигнуть высоких результата в своей области. Он также обязан хорошо знать свой предмет, быть в курсе достижений науки, основы которой он преподает, на высоком профессиональном уровне организовать учебный процесс, уметь активизировать работу учащихся, развивать и поощрять их интерес к учебе, эффективно использовать технические средства обучения.
Функции учителя не ограничиваются передачей знаний. Он всегда остается воспитателем, формирует личность ученика, помогает ему реализовать жизненные планы, найти место в обществе. Повышение духовного роста учителя возможно лишь при условии постоянного самообразования, что значительно расширяет круг его информационных потребностей. Особенность работы учителя состоит еще и в том, что здесь трудно провести четкую грань между выполнением профессиональных и общественных обязанностей, между производственной и непроизводственной сферой деятельности, работой и свободным временем.
Каждой группе учителей присущи свои специфические информационные потребности. Педагоги — работники школ и групп продленного дня — нуждаются в дополнительной информации, касающейся методики воспитательной работы. Имеют свою специфику информационные потребности молодых учителей, которые только начинают работу в школе.
Информационный центр педагогических источников (eric ) - создан в 1966 г. в США. В основу организации положен децентрализованный подход. Национальный институт образования координирует работу системы путем ряда контрактов. Поставщиками информации выступают отдельные кафедры и лаборатории при университетах и исследовательских организациях, специалисты, занимающие лидирующее положение в Данной области. В сеть входит 16 отделений, каждое из которых отвечает за определенное направление педагогики, отбор, индексирование и реферирование литературы, за выпуск аналитических обзоров и составление аннотированной библиографии по теме, а также за своевременную публикацию информации о документе в сети. Для публикации отбираются все возможные типы документов: монографии, статьи из журналов, исследовательские проекты, программы и доклады, справочники, диссертации и методические разработки. Качество документов оценивают эксперты по новизне, степени доступности, вкладу, который они вносят в науку и практику, степени актуальности. Учитывается авторитетность источника, в котором опубликованы материалы.
Информационный центр ERIC выпускает периодическую библиографию журнальных статей с указателями Current Index to Journals in Education (CUE) и реферативный журнал для остальных источников (Resources in Education ERIC- RIE), издательство реферативных периодических материалов.
Дополнительно для различных групп пользователей Центр выпускает аннотации, рефераты статей, резюме по наиболее актуальным проблемам обучения и воспитания. Для более глубокого изучения материала выходят специальные обзоры, в которых представлены наиболее интересные публикации. Материалы печатаются также в виде микрофиш для распространения в библиотеки.
Все пользователи системы могут за соответствующую плату обратиться по Телефону в справочную службу ACCESS ERIC и получить там консультацию по всем вопросам, связанным с базами данных в области образования. Информация может быть распространена с помощью диалогового или ретроспективного поиска, избирательного распространения (ИРИ). Центр не только собирает педагогическую информацию, но и активно ее пропагандирует. С этой целью несколько раз в год публикуются рефераты статей по актуальным вопросам обучения и воспитания, методике преподавания.
Центр оказывает методическую помощь научным работникам, учителям, руководителям народного образования, студентам педагогических вузов и университетов, школьным библиотекам. Регулярно проводятся выставки, конференции, ведется большая работа по обучению информационных работников, библиотекарей и других пользователей. Особое внимание уделяется информационному обслуживанию школьных библиотек, студентов педагогических вузов и университетов.
Организация информационной службы работников образовательных учреждений — включает несколько этапов: уточнение круга лиц, заинтересованных в получении той или иной информации в области образования; определение наиболее эффективных форм обслуживания абонентов; поиск разумного компромисса между потребностями специалистов и техническими возможностями оперативного доведения научно-педагогической литературы до всех заинтересованных лиц.
Каковы преимущества и недостатки миграции на СПО в школах?
Преимущества:
- Полная легальность при использовании как в школе, так и дома.
- Можно делиться программами с учениками, учителями, родителями без опасений быть обвинёнными в пиратстве.
- Высокая стабильность системы.
- Защищённость СПО от вирусных атак.
- Доступность значительного объёма качественного прикладного свободного ПО.
- Возможность, при желании, глубоко разобраться в системе.
- Возможность доработки в соответствии с пожеланиями школы.
- Ответственная поддержка. Доступ к исходным текстам программ в тесном сотрудничестве с разработчиками позволяет не обходить проблемы, а реально решать их.
- Возможность участия учеников и школьных учителей в международных проектах, связанных с разработкой приложений для школ.
- Возможность поставить второй операционной системой.
- Комплект ПСПО содержит все необходимые программы для изучения информатики в школе, а также программы для преподавания алгебры, геометрии, физики, химии и других предметов в старших классах.
Недостатки и пути их устранения:
- Большой объем унаследованных приложений, написанных без учета требований к многоплатформенности.
Все будет хорошо:
Свободное программное обеспечение, входящее в пакет ПСПО, полностью покрывает весь спектр программ, необходимых для обучения информатики, а некоторые программы создают весьма острую конкуренцию своим проприетарным аналогам. Так например, свободный интернет-браузер Firefox занимает 37% мирового рынка средств доступа в Интернет, а свободный офисный пакет OpenOffice.org, по последним оценкам, 20% рынка домашнего использования офисных пакетов. Как правило, лучшие образцы свободного ПО являются кроссплатформенными, что позволяет осуществить переход на новую среду плавно и безболезненно. Единственное программное обеспечение, с которым могут быть проблемы – это обучающие программы, разработанные в последние годы в России практически исключительно для платформы Windows. Однако большая часть из них может быть запущена в GNU/Linux с использованием средств эмуляции, а остальные могут быть доработаны с минимальными потерями, так как основным в этих программах является содержание, которое не зависит от типа операционной системы. Привычка пользователей к работе только под MS Wndows.
Все будет хорошо:
Прошло много времени с тех пор, как под Linux работали лишь в командной строке. Сейчас отличия между программами под Windows и под Linux, которые может заметить пользователь, сравнимы с отличиями между разными версиями текстового редактора. Кроме того, стоит вспомнить о том, что школьное образование предназначено для того, чтобы прививать базовые основы работы и способность к самообучению, а не для запоминания расположения кнопок. - Небольшое количество методических и учебных материалов по работе с Linux.
Все будет хорошо:
В настоящее время в рамках государственного контракта разрабатывается комплект методических материалов по ПСПО. Кроме того, учителя,
разделяющие подход к совместной разработке и распространению материалов под свободной лицензией, объединяют усилия в создании учебных курсов и методических пособий. Таким образом, за короткое время при небольших финансовых затратах будет создан набор весьма эффективного дидактического и методического материала.